К чему отнести спортивное питание — к БАД или к специализированной пищевой продукции, дополняющей основной рацион — вопрос пограничный и открытый. Зависит от ряда критериев — состава, области применения и др.
В виду затруднительности в том, чтобы провести черту в США этот рынок регулирует FDA — US Food and Drug Administration Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов. В Европейских странах спортивное питание причисляют к пищевой промышленности. Методики оценки качества продукции, регулятивные и прочие моменты это отдельная тема для дискуссии, ведь зачастую в США произведенные добавки не проходят контроль ни как пищевая продукция, ни как медикаменты, а проверяется маркировка и реализуется ли оригинальная продукция (не фальсификат).
Цель данной публикации это обзор регулирующих пищевое производство стандартов и изучение подхода к сертификации.
В каждой стране есть свои особенности сертификации
производства (в значении «завод, фабрика») спортивного питания. Предприятие обязано проходит сертификацию (лицензирование) в соответствии с законодательством этой страны, и, как правило, не обязано проходить процедуру сертификации по международным стандартам ISO 9000 и ISO 22000, ХААСП. В России данные стандарты положены в основу собственным стандартам ГОСТ Р ИСО 9000, ГОСТ Р ИСО 22000, которые как правило обновляются через год-два после обновления международных☺.
ISO 9000 — серия международных стандартов, содержащих термины и определения, основные принципы менеджмента качества, требования к системе менеджмента качества организаций и предприятий, а также руководство по достижению устойчивого результата. В основе стандартов лежат идеи и положения теории всеобщего менеджмента качества (TQM).
ISO 9001 – это самый популярный в мире стандарт, на базе которого создается система менеджмента качества в организации и затем проводится ее сертификация.
ISO 22000 — серия международных стандартов на системы менеджмента в области безопасности пищевой продукции.
ХАССП (англ. Hazard Analysis and Critical Control Points (HACCP) — анализ рисков и критические контрольные точки) — концепция, предусматривающая систематическую идентификацию, оценку и управление опасными факторами, существенно влияющими на безопасность продукции.
Вашему вниманию предлагается официальная статистика выданных сертификатов, и предлагается проанализировать причины, по которым те или иные страны становятся лидерами по количеству оформленных сертификатов.
Источник: Официальные данные International Organization for Standardization
https://isotc.iso.org/livelink/livelink?func=ll&objId=18808772&objAction=browse&viewType=1 Отступление. Существует стереотип, что европейское и американское это обязательно качественное. Те из Вас, кто знаком с книгами Джека Траута и Эла Райса "Позиционирование битва за умы" и "Маркетинговые войны», наверняка, помнят, что для любого бренда очень важно то, как тебя воспринимают потребители, а не какой ты есть на самом деле. Жизненно важно для любого бренда (а брендом может быть и продукт, и страна, и человек) посеять в умах людей нужный стереотип и получать плоды от его эксплуатации.
Но разве не важно углубляться в вопрос, детализировать и анализировать, понимать суть, а не поверхность? Ведь к каким-то товарам это суждение применимо, а к каким-то нет. Любой продукт это прежде всего люди, которые могут быть как порядочными, так и нет. И за красивой упаковкой может скрываться пустое содержание.
Италию по неведомой причине априори считают передовой страной в производстве спортивных добавок, хотя производителей не так много и они только только начали получать известность. В то время как немецкие и особенно американские производители десятилетиями известны на мировой арене. Излишний романтизм в спортивной медицине может быть губителен.
Итак, цифры.
Абсолютным европейским лидером по числу полученных сертификатов является ….. Италия. С большим отрывом.